🌷20 ноября, воскресенье 2022 🙏 Евангелие дня Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56 ›‹ 41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, 42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. 45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. 47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. 49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. 50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. 51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. 52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. 53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла. 54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. 55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. 56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. 🌸Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист. Две совершенно разных печальных жизненных ситуации — смерть дочери и продолжительная женская болезнь, в обоих случаях Господь Иисус Христос приходит на помощь страдающим людям, и в обоих случаях мы слышим слова Христа о вере как о том, что помогло людям познать глубину милосердия Божия. Оказывается, что милость Божия может прийти к человеку разными путями: можно поступать так, как поступил начальник синагоги Иаир, то есть обратиться ко Христу с мольбой о помощи, а можно сделать так, как сделала больная женщина — ничего не говорить и даже не взаимодействовать с Самим Спасителем, а лишь коснуться края Его одежды и получить то, во что она верила и чего желала всем своим естеством. Две эти евангельские история по сути дела свидетельствуют нам о двух видах молитвы: о всем известной молитве словами, и о молитве иного рода — так называемой умной молитве. Если о первом виде молитвы знают даже те, кто и вовсе никогда не молился, то о втором виде имеет смысл сказать подробнее. Так сложилось, что об умной молитве написано довольно много, но написано это, как правило, монахами, а потому многие христиане полагают, что и сама умная молитва — это что-то специфически монашеское, то, что никак не соответствует образу жизни обычных христиан. Конечно, такие воззрения являются ошибочными, на их ошибочность указывает сам евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины: она не была монахиней, она была самым обычным человеком, из Евангелия нельзя сделать вывод о каком-то особенном благочестии этой женщины, но можно сделать вывод о её вере, тем более, что и Сам Христос похвалил её веру, следовательно, практика умной молитвы имеет отношение не к монашескому образу жизни, а к вере во Христа. Замечательное и полное определение умной молитве дал святитель Феофан Затворник: «Умная, или внутренняя, молитва — это, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласно, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушённо исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных». Мы видим, что именно так и поступила больная женщина — она безмолвным словом воссылала к Богу свою молитву. Но вместе с этим достойный образ молитвы показал и Иаир, в его мольбе ко Христу не было рассеяния, в Его мыслях и сердце было то же, что в его устах — отцовское переживание за свою дочь, Иаира в тот момент не занимало ничто другое, он ни на что не отвлекался и никак не рассеивал своё внимание. Само молитвенное настроение героев нынешнего евангельского отрывка — прекрасный пример того, какова молитва, доходящая до Бога, святителю Феофану Затворнику удалось прекрасно выразить в кратких словах опыт этих людей: «Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна — никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом — разумея и сознавая всё молитвословимое, сердцем — всё то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на неё преклоняется». 🌸Дорогие братья и сестры! 20 ноября Православная Церковь почитает икону Божией Матери "Взыграние", Угрешская, празднует день обретения мощей преподобного Кирилла Новоезерского (Новгородского) и священномученика Константина Голубева, пресвитера, также чтит память мучеников Мелитинских: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита, преподобного Лазаря Галисийского, мученика Феодота Анкирского, корчемника, мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина Анкирских, преподобного Зосимы Ворбозомского, мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии Амфипольских (Македонских), священномучеников Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского, Михаила Гусева, Александра Курмышского, Александра Крылова, Михаила Адамонтова, Александра Ильинского, Николая Троицкого, Алексия Молчанова, Павла Борисоглебского, Василия Краснова, Павлина Старополева, пресвитеров, Иоанна Мошкова и Вениамина Владимирского, диаконов, мученика Николая Филиппова, мученицы Елисаветы Сидоровой, священномучеников Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого, Мелитопольского, Николая Романовского, пресвитера и мученика Георгия Юренева. На протяжении многих лет "Взыграние" икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области). История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь. Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние». После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители. В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние». Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители http:/ugresha.org: «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре». Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову. Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери "Взыграние".

Теги других блогов: вера Евангелие Иисус Христос